Связать Сноп Из Колосьев По Славянскому

Спожинки — домашний обряд

«Дожили, дожили, Госпожинки встретили, Каравая почали, Толокна проведали, Гостей угостили, Богу помолили!» — так приговаривали наши предки, празднуя последний день жатвы – Спожинки (Дожинки).

Этот славянский праздник имеет целых две даты – 7 и 28 августа. Возможно, это связано с разными сроками окончания уборочных работ в российских губерниях, а может быть, это очередная дань христианству – приурочить древний праздник урожая к окончанию Успенского поста и посвятить его наравне с древними Велесом и Макошью Пресвятой Богородице.

И это не случайно: Спожинки – один из самых важных праздников в календаре у славян. Не поблагодаришь богов за нынешний урожай – не получишь следующего. Поэтому отмечались Спожинки богато и хлебосольно.

Торжество начиналось прямо в поле, где специально до этого дня оставлялась небольшая хлебная делянка – ровно на один последний сноп. Славяне считали, что на поле живут добрые духи-полевики, которые следят за ростом злаков, отпугивают вредителей и время от времени сходят на землю проливным дождём. Зимовали духи в последнем снопе, поэтому вязали его очень тщательно, со специальными церемониями и молча, чтобы не спугнуть полевиков.

Все последние дни снопы складывались вокруг этого места, как складываются брёвна при строительстве избы, причём следующий сноп клался так, чтобы его колосья накладывались на комель другого. После связывания последнего снопа внутри этого нехитрого сооружения оставались несколько колосков, которые перевязывали лентами и приклоняли к земле. Этот обряд называли «завивание бороды» и посвящали его сначала Велесу, потом Илье.

Затем празднование продолжалось уже в деревнях и сёлах. Пекли караваи и пироги из муки нового урожая, готовили саламату (мучной кисель), варили кашу мёд и пиво. Всё это делали вскладчину, всей деревней, потому что торжество было всеобщим. Стол накрывали прямо на улице, рядом ставили последний сноп, красиво украшенный. В некоторых губерниях его даже наряжали в сарафан или рубаху. Смакуя богатое угощение, принято было нахваливать зерно, из которого готовили большее количество блюд. В пояс кланялись снопу, благодаря за сытный обед.

После угощения ребятишки сразу бежали играть за околицу, а женщины собирались опять в поле. Ещё один обязательный обряд – катание по сжатой ниве для прибавления женской силы и для успешного рождения детей. Катаясь, бабы приговаривали:

Жнивка, жнивка!
Отдай мою силу,
На пост, на колотило,
На кривое веретено,
На житьё-бытьё!

После того как все условности были соблюдены, взрослые расходились угощаться по дворам, нужно было непременно попить чаю и поговорить со всеми родственниками. А девки с парнями шли на полянку играть в разные весёлые игры да водить хороводы. Готовились к этому гулянию заранее, ведь на следующий день начинали засылать сватов к будущим невестам. Долго прихорашивались перед блестящими самоварами девушки, оно и понятно: которая на Успенье не просватана, той аж до Покрова в девках сидеть!

Засыпали в этот день далеко за полночь и спали сладко, с чувством благополучного завершения очень важного дела.

Красота! Всё-таки умели наши предки веселиться! Сейчас, кстати, многие традиции возрождаются. Вот и Спожинки уже давно празднуются во многих областях, где собирают хлебный урожай. Фольклористам удалось записать множество песен и приговоров, которыми сопровождался праздник последнего снопа, старожилы вспоминают переходящие из поколения в поколение задорные игры. А уж какие шьются костюмы! Какие оригинальные сувениры делаются из колосьев! Многие инициаторы празднования Спожинок вместе с обрядами и игрищами проводят ярмарки и конкурсы поделок из соломы.

Говорят, что после таких праздников не только настроение повышается, но и силы крепнут, и счастье в дом стучится!

В народном Обычае сбор урожая испокон веков был событием огромной важности. Праздничный день окончания жатвы назывался Спожинками и торжественно отмечался всей общиной. Люди, чтущие Обычай Предков, празднуют Спожинки и в наши дни.

«Зачем это нужно? Ведь подавляющее большинство наших современников не сеет и не пашет» – спросят иные. Что ж, это так. Люди сейчас по большей части живут в городах, добывая себе пропитание весьма далёкими от земледелия способами. Но, так же как и наши далёкие Предки, мы с вами едим хлеб и другие плоды земли, а потому Спожинки и для нас остаются святым праздником. Кроме того, многие из нас всё же занимаются земледелием – на приусадебном участке, в свободное от работы время…

Рекомендуем прочесть:  Рецепт Сушёной Приправы Из Пастернака И Корневой Петрушки

О жатвенных обрядах славян подробно рассказывают книги по этнографии; о праздновании Спожинок современными родноверческими общинами – работы В.С. Казакова, волхва Велеслава, и других исследователей народного Обычая, возрождающих его в Яви земной. Мы же с вами поговорим о том, как следует отмечать праздник урожая дома, в кругу семьи. Ведь родновер должен следовать Традиции не только находясь в общине, среди единоверцев, но и в своей повседневной жизни.

Прежде всего, скажу несколько слов о дате празднования. В современном Родноверии общины разных объединений отмечают Спожинки в разные дни. Так, согласно месяцеслову (календарю) ССО СРВ (Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры) дата праздника – 7 серпня (августа), а по календарю «Велесова Круга» — 15 серпня. Язычники же, ориентирующиеся на традиции народов Западной Европы, празднуют сбор урожая 1 серпня (этот день они называют Ламмас или Лугнасад). Я полагаю, что отмечать Спожинки всё же следует согласно Природе, а не календарям (в зависимости от климатических условий). К примеру, у нас, в Южном Зауралье, жатва начинается только в конце серпня (августа), а то и в начале вересня (сентября)…

Теперь перейду к этнографическим сведениям и собственным мыслям. Семейное празднование Спожинок, по моему скромному мнению, не стоит превращать? в повод для сбора всей общины – оно должно оставаться именно семейным (хотя, думаю, можно позвать на него нескольких близких друзей).

Перед началом праздника следует подготовить всё необходимое. На столе должны быть обрядовые блюда (хлеб, каша, пироги, мёд, яблоки и т.д.), и чаша-братина (для пускания по кругу во славу Богов и Предков). Хорошо, если участники праздника будут одеты в народную одежду, а из колонок (либо, что ещё лучше, – в живом исполнении) будет звучать славянская музыка (особенно – обрядовые песни). В Красном Куту помимо обычных атрибутов (малых капей Богов, свечи, требной миски или малого камня-Алатыря), должен стоять главный символ Спожинок – священный Сноп.

В славянской жатвенной обрядности Сноп (первый, либо, наоборот, последний) – изображение Божества плодородия или полевого духа-хранителя (полевика). В «Велесовой Книге» говорится: «То Влес ущаше Праоце наше Земе раиате а злаке сеиате а жниате вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го иако Оце Божска». («То Велес учил Праотцов наших Землю пахать и злаки сеять и жать соломы на полях страдных и ставить Сноп в жилище и чтить его как Божественного Отца»). [1] Этот источник не признаётся официальной наукой, но в родственных нам культурах засвидетельствованы схожие представления. Так, шотландское название последнего снопа – Старая Жёнушка (Кайллеах) или Дева (в кельтской мифологии известны Божества Кайллеах и Бригид, т.е. «Невеста»), а древние римляне именем Богини плодородия Цереры называли хлеб. Русский этнограф А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение обычая почитать Сноп: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет, и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые ещё остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почётном месте, под образами. (…) Верят, что пребывание её в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда её обмолачивают и добытыми из неё зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за¬ключённый в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах» [2]. Как видно из сведений Афанасьева, снопу придавали человекоподобную форму («наряжают куклою»), то есть вместилище духа одновременно было его священным изображением (что вполне логично).

Для многих современных родноверов добыть для обряда Сноп из пшеницы будет весьма затруднительно. Здесь я вижу два выхода: либо заменить его другими плодами Земли, (желательно выращенными и собранными самостоятельно), либо сделать Сноп из подручных материалов. Ю.П. Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Так как мы знаем уже, что значит в жизни народа Сноп, то можем предположить, что в древности, ежели не было настоящего Снопа в доме, то его делали из камыша, чтоб иметь всё-таки изображение Бога-Отца в доме. Действительно, в одной из легенд мы слышали: «Пришли в край этот Деды, да ни ножа у них, ни ложки, и как хаты строить, коль ни дров в этом крае нет, ни камня! Посмотрели они, помолились Богу и давай прямо из земли, смешанной с травой, кирпичи делать! А тут уж и Спожины. Нет ни у кого ни Снопа! Набрал тут один Дед камыша и гово¬рит бабам: «А чего вам, дурам, реветь? Что Снопа нету? А вот вам и Сноп! А будет Жито, так поставим и справный (настоящий)!» Тут все обрадовались и стали Снопа жать!» Ясно, рассказ этот идёт со времён завоевания Петром Великим Азовского Края. В то время, чтоб землю закрепить за Россией, были посланы на Юг крестьяне с Украины. Они, конечно, прибыли сюда в Спожины, а ни клочка земли не было засеяно. Обычай же велел, чтоб Сноп был в каждой хате. Таким образом, Антонов¬ский камыш и сослужил службу всем. Из него делали Снопы, приличные случаю, как Деды делали из Жита. А без Снопа и Спожин нет, а без них и Божьего Благословения» [3].

Рекомендуем прочесть:  Печенку в сливочном соусе сколько можно хранить в холодильнике

Приготовив всё необходимое, следует провести домашний обряд обычным порядком. Возжечь Огонь в Красном Куту, восславить Богов – подателей урожая (Велеса, Макошь, Даждьбога-Солнце, Перуна Громовержца, Мать Землю и иных), принести требу… После – сесть за праздничный стол (в порядке, определённом Обычаем), и приступить к трапезе, прежде всего – вкусив освящённого хлеба (в старину его, разумеется, пекли из зерна нового урожая) и пустив по кругу братину во славу Богов и Предков. Ну а, выйдя из-за стола, — веселиться как душа велит. ?

После того как все условности были соблюдены, взрослые расходились угощаться по дворам, нужно было непременно попить чаю и поговорить со всеми родственниками. А девки с парнями шли на полянку играть в разные весёлые игры да водить хороводы. Готовились к этому гулянию заранее, ведь на следующий день начинали засылать сватов к будущим невестам. Долго прихорашивались перед блестящими самоварами девушки, оно и понятно: которая на Успенье не просватана, той аж до Покрова в девках сидеть!

Как связать сноп из сена.

Собранные злаки вяжут в снопы одинаковой толщины от 15 до 20 см, которые замачиваются в растворе антипирена.
Для вязки используются льняные нити или тонкие жгуты из стеблей луговых трав, которые перед этим вымачиваются в воде в течение часа.
Соломенный жгут, которым вяжут сноп, называется в разных местах по-разному — перевязью, вязкой или свяслом. Свясло, обычно, делают толщиной в одну горсть.
При вязании снопов толщину их элементов исстари измеряли рукой — горстями, называемыми в некоторых областях «ручёнками» . Горсть — это пучок соломы или тростника, который можно взять в ладонь со сжатыми пальцами.

Чтобы приготовить свясло, возьмите горсть соломы, разделите её пополам, а затем, снова сложите в единый пучок, но только комлями в противоположные стороны — пучок станет более равномерным по толщине и длиннее.
— Расположите пучок соломы горизонтально на вытянутых руках и, отступив от краев на ширину двух ладоней, крепко сожмите пальцы.
— Один конец пучка левой рукой поднимите на высоту плеча, а другой — правой опустите ниже пояса, при этом конец в правой руке перекрутите по часовой стрелке.
— Когда слегка перекрученный пучок окажется в вертикальном положении, тыльная сторона ладони правой руки будет обращена от вас, а левой — к вам.
— Конец пучка, зажатый в правой руке, подведите под мышку левой руки и крепко прижмите локтем.
— Теперь, отпустите правую руку, перехватите ею пучок на месте левой руки, а левую опустите.
— Затем конец жгута перехватите около подмышки левой руки, выньте его из-под неё, приподняв левую руку вверх, а правую опустив. Ваши руки окажутся в исходном положении.

При желании получить более прочное свясло, повторите эти движения ещё один-два раза.
Готовое свясло обведите вокруг приготовленного пучка тростника, соедините концы и скрутите вместе по часовой стрелке, затем, согните пополам и подсуньте свясло.
Такой способ вязания снопов был выбран не случайно — тростник или солома держатся в нём очень прочно и не выпадают, даже пролежав в кровле не один десяток лет. В то же время, узел такого снопа можно легко развязать одним движением руки — достаточно потянуть за свободный конец свясла. [1]
Помимо обычных одинарных снопов, специально для стрехи, вяжут двойные — плотные и прочные, они хорошо прилегают к слегам крыши, и, кроме того, их не так-то просто развязать, а это значит, что стреха, сделанная из них, намного прочнее.

Чтобы приготовить свясло, возьмите горсть соломы, разделите её пополам, а затем, снова сложите в единый пучок, но только комлями в противоположные стороны — пучок станет более равномерным по толщине и длиннее.
— Расположите пучок соломы горизонтально на вытянутых руках и, отступив от краев на ширину двух ладоней, крепко сожмите пальцы.
— Один конец пучка левой рукой поднимите на высоту плеча, а другой — правой опустите ниже пояса, при этом конец в правой руке перекрутите по часовой стрелке.
— Когда слегка перекрученный пучок окажется в вертикальном положении, тыльная сторона ладони правой руки будет обращена от вас, а левой — к вам.
— Конец пучка, зажатый в правой руке, подведите под мышку левой руки и крепко прижмите локтем.
— Теперь, отпустите правую руку, перехватите ею пучок на месте левой руки, а левую опустите.
— Затем конец жгута перехватите около подмышки левой руки, выньте его из-под неё, приподняв левую руку вверх, а правую опустив. Ваши руки окажутся в исходном положении.

Как правильно связать пшеничный сноп?

Да, вязание снопов это тоже наука. Не зная сути, будет тяжело с этим справиться.

Рекомендуем прочесть:  Сроки Годности Первых Блюд Нормативные Требования

Наверно стоит сказать, как раньше это делалось – и все по порядку:

  • при скашивании, жнец/жница, захватывал в горсть стебли, вот сколько помещалось в ладони, то это называлось «ручней» или «рученькой».
  • Вот семь-восемь таких рученек уже увязывали в сноп. Для этого одну рученьку делили пополам и скручивали — свясло (перевясло, скрут), то есть это жгут, которым сноп и перевязывался.
  • Снопы вязались как одинарные, так и двойные.

Собственно на картинке все достаточно хорошо видны все этапы вязки снопов:

Ну и наверно стоит напомнить, что из снопов сооружались стога или скирды, где основным условием было предохранение от намокания при дожде и хорошее проветривание, чтобы колосья быстрее высыхали.

Собственно на картинке все достаточно хорошо видны все этапы вязки снопов:

Значение слова &laquoсноп»

СНОП, -а́, м. Связанные в большую охапку стебли (вместе с колосьями) сжатых хлебных злаков, а также гречихи, льна и некоторых других культур. Вязать снопы (связывать стебли перевяслом). □ Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле. Гоголь, Сорочинская ярмарка. В копны частые Снопы сложены. Кольцов, Урожай. || чего. Большая охапка каких-л. растений. Сноп цветов.Лошади на ночь были привязаны близ палатки, мы нарезали им по снопу молодого камыша. Обручев, В дебрях Центральной Азии. || перен. чего. Излучение, поток (лучей, искр, пламени и т. д.) в виде большого пучка, исходящего из одного центра. По небу 167 ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, — сквозь которые ярко сквозило чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. Грянула пушка, выбросив сноп огня. Злобин, Степан Разин.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 2021; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СНОП, -а́, м. Связанные в большую охапку стебли (вместе с колосьями) сжатых хлебных злаков, а также гречихи, льна и некоторых других культур. Вязать снопы (связывать стебли перевяслом). □ Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле. Гоголь, Сорочинская ярмарка. В копны частые Снопы сложены. Кольцов, Урожай. || чего. Большая охапка каких-л. растений. Сноп цветов.Лошади на ночь были привязаны близ палатки, мы нарезали им по снопу молодого камыша. Обручев, В дебрях Центральной Азии. || перен. чего. Излучение, поток (лучей, искр, пламени и т. д.) в виде большого пучка, исходящего из одного центра. По небу 167 ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, — сквозь которые ярко сквозило чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. Грянула пушка, выбросив сноп огня. Злобин, Степан Разин.

Делаем очень красивый сноп из разноцветных колосьев.

С давних времён у славян было принято держать в доме колоски пшеницы,ржи и других злаков-символ материального достатка.Я предлагаю сделать сноп- и традицию сохраним и дом украсим.

С давних времён у славян было принято держать в доме колоски пшеницы,ржи и других злаков-символ материального достатка.Я предлагаю сделать сноп- и традицию сохраним и дом украсим.

Оцените статью
Не знаете как правильно сохранить продукты в свежести? ВкусЕды.ру