Чем Обработать Сноп Из Колосьев Пшеницы

Тайна и сила колоса

Ольга Сизова

Колосья пшеницы
Деметра и Триптолем

В самый важный момент Элевсинских мистерий тому, кто посвящался в них, торжественно показывали колос пшеницы. Другой колос человек обязательно приносил с собой. Какое же сокровенное знание открывал ему в ночь приобщения к таинствам Деметры и Персефоны колос, «срезанный в тишине»?

Посев и сбор зерновых культур: пшеницы, ячменя, кукурузы — с древних времен сопровождался ритуалами. Так, в землях Европы люди верили, что дух, обитающий в хлебном поле, уходит в еще не сжатое зерно. Поэтому никто не хотел срезать последнюю несжатую полоску. Жнецы по очереди метали в нее серпами, до тех пор пока не срезали все колосья. У шотландцев, наоборот, срезание последних колосьев было почетной обязанностью. Они считали, что в этот миг на жнеца или жницу переходила благотворная, плодотворящая сила духа зерна. Последний сноп связывали так, чтобы он напоминал женскую фигуру, и нарекали Матерью хлеба. Это был особый, строго соблюдавшийся обряд.

В Европе почитали «Двух богинь» — Мать хлеба и Деву хлеба. В Древней Греции это Деметра и ее дочь Персефона; у римлян — Церера и Прозерпина.

Сцена из Элевсинских мистерий
Хинрик Фунхов. Мария в платье с колосками. 1480

На звездном небе богиня Деметра — это созвездие Девы. На старинных звездных картах и в атласах оно изображалось в виде крылатой девушки, держащей в руке зрелый пшеничный колос. А самую яркую звезду созвездия, альфу Девы, назвали Спика, «колос». Согласно мифу, Деметра вручила людям первый колос пшеницы, научила земледелию Триптолема, сына элевсинского царя Келея и царицы Метаниры. Сохранились изображения, на которых царевич едет на золотой колеснице, запряженной крылатыми драконами, и разбрасывает по всей земле зерна пшеницы, которые дала ему богиня. Триптолем не только засеял землю, но и научил этому людей. То есть миф о Деметре рассказывает о зарождении культуры: слово «культура» происходит от латинского cultura — «возделывание». А имя Триптолема переводится как «три поля» — по мифу, перед тем как посадить зерна пшеницы, он трижды вспахал поле. Интересно, что в сборнике пословиц и поговорок Владимира Ивановича Даля есть формула приветствия, с которой обращались к заканчивавшим жатву: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!».

В Древнем Египте времена года определяли звезды и Нил. Начало подъема воды было и началом нового года (середина июля). Разлив реки совпадал с появлением на небосклоне Сириуса, который не был видим до этого в течение 70 дней. У египтян было три времени года: «Разлив», «Возрождение», когда с полей сходила вода и их начинали обрабатывать, и «Жаркое время» или «Жатва» — период сбора урожая и самого низкого уровня воды. В это время на небосклоне появлялось созвездие Девы. И самые яркие звезды Девы египтяне называли «Девушками-жницами» или просто «Жницами».

Бог подземного царства Аид со своей супругой Мерсефоной, дочерью Деметры
Деметра и Персефона исполняют обряд Элевсинских мистерий. Деметра со скипетром в левой руке вручает Триптолему сноп колосьев, чтобы он передал его человечеству

Золотые колосья — дети брака сияющего Солнца и девственной Земли, символ плодородия, возрождения, божественный дар жизни. Колосья или снопы пшеницы и других зерновых — атрибуты богов, воплощающих не только плодородие земли, но силу самой жизни, пробуждающейся, возрождающейся от смерти благодаря силе Солнца. Великая Мать (Кибела, Деметра, Церера, Анат) — это живые, созидательные космические силы, возобновляющие жизнь мира, не позволяющие ему остановиться и перестать существовать.

Те, кто становились «сынами двух богинь» (так называли посвященных в Элевсинские мистерии), жили обычной жизнью, но, как утверждал Аристофан, «вели чистую, спокойную и святую жизнь», потому что обрели мудрость отличать добро от зла, не путать одно с другим. Все в своей жизни они соотносили с прекрасным и справедливым. Прожив опыт смерти во время мистерий, они познавали подлинную цену жизни, учились ценить ее. И они никогда не пытались избежать испытаний судьбы и встречали их без страха. Ученик Платона Аристотель в «Никомаховой этике» писал, что лучше жизнь короткая, но яркая и полная смысла, посвященная высшей цели, чем долгая, но серая, обыденная, истраченная на пустяки.

Мы прекрасно знаем, что не будем жить вечно, но считаем, что не умрем ни сегодня, ни завтра, — и так изо дня в день… до самой смерти. К сожалению, часто из-за этого мы поверхностно относимся к жизни, слишком цепляемся за ежедневные мелочи, не замечая, что время проходит, что год бежит за годом. Совсем иначе относились к дару бытия на земле те, кто прошел мистерии Деметры и Персефоны, приобщился таинств жизни и смерти. Они познали, что нельзя возродиться, если не отдать все, полностью, если пытаться сохранить что-то «свое» или «себя сегодняшнего», ведь если зерно попытается это сделать, разве появится колос? И то, что происходит сейчас, не только уже когда-то было, но повторится вновь. Это — закон природы, закон Жизни.

Те, кто становились «сынами двух богинь» (так называли посвященных в Элевсинские мистерии), жили обычной жизнью, но, как утверждал Аристофан, «вели чистую, спокойную и святую жизнь», потому что обрели мудрость отличать добро от зла, не путать одно с другим. Все в своей жизни они соотносили с прекрасным и справедливым. Прожив опыт смерти во время мистерий, они познавали подлинную цену жизни, учились ценить ее. И они никогда не пытались избежать испытаний судьбы и встречали их без страха. Ученик Платона Аристотель в «Никомаховой этике» писал, что лучше жизнь короткая, но яркая и полная смысла, посвященная высшей цели, чем долгая, но серая, обыденная, истраченная на пустяки.

Как наши предки выращивали хлеб

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)
Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

* * *
• Посеешь в пору – соберешь зерна гору.
• Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
• Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.
• Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.
• Некогда лежать, когда пришла пора жать.
• Ломота в спине, да зато хлеб на столе.

2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.

Рекомендуем прочесть:  Як Хранить Цибулю На Зиму

Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)
* * *
В поле едет на спине,
По полю – на ногах. (Борона)
* * *

• Хлеб – батюшка, водица – матушка.
• Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска.
• Появились комары – пришла пора сеять рожь.
• Лягушка квачет – овес скачет.

3. ХЛЕБ РАСТЕТ

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.

«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.

Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день
.

Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:

Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.

Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.

В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».

«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.

Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.

Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.

Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет
Да растет. (Дождь, земля, хлеб)

4. ЖАТВА

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».

«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».

Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве.

Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

А между тем досужий селянин
Плод годовых трудов сбирает;
Сметав в стога скошенный злак долин,
С серпом он в поле поспешает.
Гуляет серп. На сжатых бороздах
Снопы стоят в копнах блестящих…
Е. Баратынский
* * *
Говорило ядреное жито:
Не могу я в поле стояти,
Колосочки держати.
Надо житу стояти
В поле копнами,
В гумне стогами
В клети коробами,
А на стол пирогами!
* * *
• Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса)
• Не море, а волнуется. (Поле)
• Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп)
• Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп)
• Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива)
• Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле)
• Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса)
• Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса)
* * *
• Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится.
• Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь.
• Зимой снег рыхлый – урожай обильный.
• Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь.
• Пахать да боронить – часочка не обронить.
• Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку».

5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.

Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.

Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.

Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

• Стоит Фрол, и рот пол. (Овин)
• Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин)
• Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)

* * *
• Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.
• Ждут летней порою, а жуют холодной зимою.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять.
• Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха.
• Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)».
• Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай.
• Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы.
* * *
Лады, лады-ладушки,
Рада нам хозяюшка,
Мы о хлебушке поем,
Разговор ведем о том.
Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Люди хлеб в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Хлебом нашим угощайтесь.

6. НА МЕЛЬНИЦЕ

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.

Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.

С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
«Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!»
До того он загордился, вырос кверху бородой.
С. Погореловский
* * *
• Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.
• Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.
• Не земля хлеб родит, а небо.
• Пересев хуже недосева.
• Хата была, да без хлеба беда.
• Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
• Без печки холодно, без хлеба голодно.
• Не уродится рожь – по миру пойдешь.
• Калач приестся, а хлеб никогда.
• Каждое семя знает свое время.
• До поры до времени не сеют семени.
• Сей в пору – соберешь хлеба с гору.
• Сей хоть в песок, да в свой часок.
• Посеешь в погоду – больше приплоду.
* * *
• Гречиха любит сухую теплую землю.
• За бороною пыль – будет и блин.
• Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь.
* * *
Весь мир кормит, сама не ест.
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (Мельница)
* * *
У лепешки, каравая,
Сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая
Мать по имени… (мука).

Рекомендуем прочесть:  Сколько Можно Хранить В Холодильнике Сваренные Вареники С Картошкой?

7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.

Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».

На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.

Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.

Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИ

Слушаю, послушаю —
Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом)
* * *
Полон хлев бесхвостых овец;
Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата)
* * *
Велика звезда на печи взошла.
Без рук, без ног – на гору ползет.
Без рук, без ног – на липу лезет. (Квашня)
* * *
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
* * *
Купили новенькое, такое кругленькое,
Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито)
* * *
Из-под липова куста
Бьет метелица густа.
Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют)
* * *
Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб)
* * *
Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)

8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ

Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».

Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены.

В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

СТИХИ И ЗАГАДКИ

Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо)
Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб)
* * *
Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.
Г. Виеру
* * *
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский
* * *
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
* * *
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

Зерно: различные способы сушки – как сушить зерно в домашних условиях

Многие люди на своих участках выращивают различные зерновые культуры, такие как пшеница, рожь, ячмень. Полученные зерна в дальнейшем проращивают и употребляют в пищу. Конечно, объемы урожая далеко не производственные, но продуты, выращенные самостоятельно, также нужно уметь правильно обработать. Чтобы зерно могло длительное время храниться, его нужно хорошенько просушить. О том, как правильно сушить зерно в домашних условиях, поговорим в этой статье.

Сушка – это основная технологическая операция, которая способствует хранению зерна и семян длительное время.

В производственных масштабах зерно сушат с помощью специальных зерносушилок двумя основными способами:

  • без искусственного подвода тепла;
  • с помощью дополнительных источников тепла, превращая жидкость в парообразное состояние.

Как сушить зерно в домашних условиях

На воздухе

Небольшие объемы зерна, заготавливаемые в домашних условиях, можно сушить старым дедовским способом – на воздухе. Для этого колосья срезают на расстоянии нескольких сантиметров от земли, и укладывают их небольшими снопами. Под действием солнечного тепла, зерна в колосьях окончательно дозреют и слегка обсохнут. Зерно в снопах, не преет даже после дождя, так как данная форма хранения обеспечивает хорошую вентиляцию воздуха.

Через неделю зерно можно выбить из колосьев и отправить на окончательную просушку. Сушить зерно следует под навесом, в сухом проветриваемом месте, рассыпав его небольшим слоем на брезентовую или другую плотную ткань.

Чтобы сырье не сопрело, его нужно каждый день перемешивать. Если объем зерна достаточный, то для этого можно использовать лопату.

Возле обогревателя

Этот способ подходит для заготовки семян поздних зерновых культур, когда погодные условия не позволяют сушить его на улице.

На сетки или поддоны высыпают зерно слоем не более 2 сантиметров. Сетки можно сделать самостоятельно, натянув на деревянную раму москитную сетку.

Возле радиатора отопления или электрического обогревателя размещают табурет, на который выставляется емкость с зерном. Для лучшей циркуляции воздуха, можно дополнительно использовать вентилятор.

Сетку с зерном также можно установить над кухонной плитой. При приготовлении пищи, теплый воздух будет способствовать испарению влаги из зерен.

В электросушилке

Современные сушилки для овощей и фруктов также могут справиться с задачей сушки зерна. Для этого семена размещают ординарным слоем на решетках, и сушат их до полной готовности при температуре 40 градусов. Чтобы зерно сохло равномерно, лотки нужно менять местами, примерно, каждые 1,5 часа и перемешивать.

Как хранить зерно

Место для хранения должно быть сухим и прохладным. Небольшое количество высушенного продукта хранят в холщовых мешках или в банках из стекла, с плотно закручивающейся крышкой.

Так как зерно не боится холодов, то большие его объемы хранят в деревянных ящиках, располагаемых в неотапливаемых помещениях (например, в чуланах). Сверху ящики закрывают металлической или деревянной крышкой. Такой способ хранения обеспечивает хорошую циркуляцию воздуха и защиту от грызунов.

Сухое зерно можно прорастить, а затем использовать в кулинарных целях. Подробнее о том, как без труда прорастить зерна пшеницы, расскажет видео от канала «Семья Бровченко»

Возле радиатора отопления или электрического обогревателя размещают табурет, на который выставляется емкость с зерном. Для лучшей циркуляции воздуха, можно дополнительно использовать вентилятор.

Символика пшеницы в западноевропейской живописи

Культивирование злаковых растений – важная веха в развитии человечества. С появлением каш, похлебок и хлеба существенно изменилось питание человека, произошли культурные и социально-экономические изменения. Неслучайно время перехода к земледелию называют «неолитической революцией». Начался этот процесс около 12 тысяч лет назад.

Изменения состава пищи и типа питания в неолите повлекли за собой адаптивные перестройки организма человека.

Переход к значительно более мягкой, термически обработанной и углеводной пище привел к уменьшению размеров челюстей и лицевой части черепа в целом. Также изменялась биохимия, физиология и анатомия органов пищеварительного тракта.

Характерное последствие неолитической революции – резкое сужение спектра потребляемых продуктов, появление «суперпищи», ставшей основой рациона: риса в южной Азии, кукурузы и картофеля в Америке, пшеницы в Европе и центральной Азии.

На долю этих злаков и клубнеплода приходится около 75% потребляемой пищи современных обществ, ориентированных прежде всего на продукты земледелия.

Наиболее древние вещественные свидетельства культуры пшеницы (8-12 тысяч лет) обнаружены археологами на территории современных Ирана, Ирака, Турции, Туркменистане. Чуть позже пшеница появилась в Древнем Египте, а появление этого злака в Западной Европе датируют с VII по II тысячелетие до н.э.

Рекомендуем прочесть:  Что Лучше Сделать С Мятой Заморозить Или Высушить

На территории современной России первая пшеница появилась на юге европейской части свыше 5 тысяч лет назад. В более северных районах гораздо позже – приблизительно в середине I тысячелетия н.э.

В древнейшие времена наибольшее распространение из всех видов пшеницы имела полба. В дальнейшем полба стала вытесняться мягкой и твердой пшеницами.

Долгое время в истории земледелия практиковалась уборка серпом с последующим связыванием в снопы. Длинную, не огрубевшую солому использовали как корм скоту, подстилку. Ею покрывали крыши и топили печи.

С приходом товарного зернового хозяйства к уборке злаков стали относиться более производительно – появились конные жатки и лобогрейки, позволявшие скашивать полегший хлеб.

Сейчас огромные пшеничные поля убираются комбайнами.

Культурная мягкая пшеница – основной вид хлеба, твердая – макаронных изделий. Нет ничего удивительного в том, что во многих культурах этот «живительный» злак обрел огромное количество символических значений.

В символике злаков следует различать зерно, колос и сноп. Если зерно – это символ жизни, обновления и возрождения, то колос означает еще изобилие и богатство. Снопы символизируют единство и согласие.

Символика пшеницы амбивалентна: она связана как с образами жизни, так и смерти. Колос и снопы во многих земледельческих культурах сопровождали похоронные обряды, а также являлись атрибутами умирающих и воскресающих богов.

В христианстве пшеница – символ хлеба евхаристии, тела Христова.

Рассмотрим примеры воплощений символических значений пшеницы в западноевропейской живописи.

С колосьями или снопом часто изображалась древнеримская богиня урожая и плодородия Церера. Согласно античным мифам, Церера научила людей земледелию, изготавливать из зерна хлеб. В древнегреческой мифологии Церере соответствует Деметра.

Образ зерна и, следовательно, хлеба тесно связан с евхаристией. Во время Тайной вечери Иисус благословляет хлеб и вино, то есть свое тело и кровь, которые он жертвует для спасения человечества.

Часто пшеница появляется в сцене Рождества: подстилка, на которой лежит Младенец Иисус, сделана из колосьев, напоминающих о хлебе причастия.

В подобном же иконографическом контексте указание на будущую жертву Христа содержится также в изображении Мадонны с Младенцем, который сжимает в руке несколько колосков или хлеб, иногда вместе с гроздью винограда.

Подобную символику можно усмотреть в натюрмортах, где на столе изображены колосья или хлеб и кубок с вином.

Очень часто сбор урожая, колосья или снопы пшеницы выступают атрибутами аллегорий летней поры.

Удивительное разнообразие видов пшеницы (всего 8) представлено на картинах Джузеппе Арчимбольдо.

Изменения состава пищи и типа питания в неолите повлекли за собой адаптивные перестройки организма человека.

Пшеница (Triticum) – это одно из древнейших злаковых растений отдела цветковые, класса однодольные, порядка злакоцветные, семейства злаки.

Описание пшеницы и фотографии

Все сорта пшеницы имеют основные характерные признаки. Высота стебля пшеницы достигает 30-150 сантиметров. Сами стебли полые и прямостоячие, с хорошо заметными узлами. С одного растения, как правило, вырастает до 12 стеблей. Листья пшеницы достигают ширины 20 мм, по форме они плоские и чаще всего линейные, с параллельными прожилками, волокнистые, на ощупь шершавые. Листовые влагалища пшеницы ярко выражены и хорошо развиты. Расщепленные до самого основания влагалища имеют на верхушке ланцетные ушки. Их язычки голые и перепончатые, от 0,5 до 3 мм длиной. Растение пшеница имеет мочковатую корневую систему.

Строение пшеницы, колосья

Соцветие пшеницы – это прямой, сложный колос от 4 до 15 см длиной, бывает продолговатым или яйцевидным. На оси каждого колоса расположены колосовые чешуйки длиной 6-15 мм. Колосья пшеницы одиночные и примыкают к оси двумя одинаковыми рядами длиной 5-18 миллиметров, с несколькими сближенными цветками, которых чаще всего от 2 до 7. Ось колоса пшеницы не содержит сочленений. Цветок пшеницы имеет 2 чешуи и 2 пленки, 3 тычинки, пестик и 2 рыльца. Это строение является типичным для цветков злаковых растений. Когда созревает пшеница, она дает зерновые плоды.

Сорта и виды пшеницы

Разновидностей пшеницы очень много. Эти растения имеют достаточно сложную классификацию, включающую в себя секции, виды и подвиды, а также около 10 гибридов, как внутриродовых, так и межродовых. Выделяют следующие виды пшеницы:

Пшеница яровая и озимая – отличия

По сроку посева выделяется:

  • Яровая пшеница – сеется с марта по май, созревает в течение 100 безморозных дней, убирают ее в начале осени. Более засухоустойчивая, чем озимая пшеница, обладает отличными хлебопекарными свойствами.
  • Озимая пшеница – сеется в конце лета до середины осени, дает урожай в начале-середине лета следующего года. Дает более высокий урожай, но предпочитает районы с мягким климатом и снежной зимой.

вернуться к содержанию ↑

Пшеница мягкая и твердая

Виды пшеницы по твердости зерна:

  • мягкая пшеница – имеет более широкий и короткий колос и более короткую или отсутствующую ость. Этот тип отличается высоким содержанием белка и клейковины. Из мягкой пшеницы делают муку.
    • мягкая яровая краснозерная пшеница – к данному типу относятся сорта пшеницы Алтайская 81, Воронежская 10, Люба, Московская 35 и т.д.
    • мягкая яровая белозерная пшеница – к данному типу относятся сорта пшеницы Новосибирская 67, Саратовская 55 и т.д.
    • мягкая озимая краснозерная пшеница – к данному типу относятся сорта Донская безостая, Обрий, Волгоградская 84, Юна и т.д.
    • мягкая озимая белозерная пшеница – к данному типу относятся сорта Кинсовская 3, Альбидум 28 и т.д.
  • твердая пшеница – имеет колоски, более туго облегаемые наружными пленками, зерна из них не осыпаются, но их труднее выделить. Обладает насыщенным желтым цветом и приятным запахом. Твердая пшеница применяется для изготовления макаронных изделий.
    • Пшеница твердая яровая (дурум) – к данному типу относятся сорта Алмаз, Оренбургская 2, Светлана и т.д.
    • пшеница твердая озимая – к данному типу относятся сорта Вахт, Муганс, Парус и т.д.

Где растет пшеница?

Пшеница растет везде, кроме тропиков, поскольку многообразие специально созданных сортов позволяет использовать любые почвенные и климатические условия. Жара растению не страшна, если при этом отсутствует повышенная влажность, способствующая развитию болезней. Пшеница – растение настолько холодостойкое, что ее превосходит только ячмень и картофель. Мягкая пшеница предпочитает влажный климат и распространена в Западной Европе, России Австралии. Твердая пшеница любит более сухой климат, ее выращивают в США, Канаде, Северной Африке, Азии. Озимая пшеница преобладает в тех районах, где ее не повреждают морозы, к примеру, на Северном Кавказе, в Центрально-Черноземном районе России. Яровая пшеница выращивается на Южном Урале, в Западной Сибири, на Алтае.

Рожь и пшеница – отличия

Рожь и пшеница – одни из самых популярных и незаменимых злаковых культур. Эти злаки имеют внешнюю схожесть, но также и много различий.

  • Сорта пшеницы гораздо более разнообразны, чем сорта ржи.
  • Пшеница имеет более широкое применение, чем рожь.
  • Зерна имеют различный внешний вид и химический состав.
  • Пшеница предъявляет больше требований к почве и климату, чем рожь.

Выращивание пшеницы

Высокая урожайность пшеницы достигается при правильной подготовке к ее посеву. Поле для пшеницы обрабатывают культиваторами и выравнивают поверхность для обеспечения хорошего контакта семян пшеницы с почвой и получения одновременных всходов. Посев пшеницы производится на глубину 3-5 см с междурядьями 15 см.

Пшеница – растение весьма влагозависимое, и поэтому хороший урожай требует регулярного полива. Для сухого климата больше подойдут твердые сорта пшеницы, они менее прихотливы в плане влаги.

Рост пшеницы обеспечивается внесением удобрений. Посеянная пшеница убирается комбайном при полной зрелости зерна.

Как прорастить зерна пшеницы?

Прорастить зерна пшеницы в домашних условиях очень просто. Зерно необходимо поместить в стеклянную банку объемом 1 литр. Оно должно занимать не более 1/4-1/3 банки. В банку долить воду почти до краев, замочить зерна на 7-8 часов. После этого слить воду через марлю, промыть пшеницу и залить свежую воду на 3-4 часа. Таким образом, зерна пшеницы необходимо промывать 2-4 раза в день, давать воде стечь и затем снова помещать зерна в банку. Через сутки проростки достигнут высоты 1-2 мм, и проросшие зерна пшеницы уже можно будет есть.

Как вырастить пшеницу в домашних условиях?

Зеленые ростки пшеницы можно получить, продолжив замачивать зерна еще 1-2 дня. Проростки размером 1-2 см необходимо пересадить в емкость с землей. Пророщенные зерна пшеницы укладывают на землю и засыпают сверху слоем земли в 1 см. Землю необходимо поливать, но не слишком обильно. Проростки пшеницы готовы к употреблению через несколько дней.

Полезные свойства пшеницы

Пшеница – это продовольственная культура. Этот злак очень важен для многих стран мира, ведь из всех зерновых культур он занимает ведущее место в производстве. Благодаря пшеничной муке, которую получают из зерен, люди изготавливают различные макаронные, кондитерские изделия и, конечно же, хлеб. Используют пшеницу при приготовлении водки и пива, а также в качестве корма для домашних животных.

Польза пророщенных зерен пшеницы очень велика. Пророщенная пшеница – это биологически активная добавка, содержащая множество витаминов и минералов. При регулярном применении пророщенные зерна пшеницы способны наладить обмен веществ, улучшить тонус, поднять иммунитет, наполнить тело энергией.

Состав пшеницы

Химический состав пшеницы крайне богат на витамины: в состав зерна входит клетчатка, магний, калий, цинк, фосфор, селен, витамины В и Е, фитоэстрогены, пектин и линолевая кислота. Полезные свойства пшеницы в любом ее виде (в виде отрубей, зерен, муки или проростков) сложно переоценить. Она нормализирует уровень холестерина в организме человека, способствует улучшению пищеварительных процессов. Благодаря наличию фосфора пшеница стимулирует работу мозга и сердечно-сосудистой системы. Углеводы обеспечат вас зарядом энергии, а клетчатка поможет сбросить лишние килограммы. Именно из-за этого пшеничные отруби так популярны во многих диетах.

В составе пшеницы также имеется пектин, который благотворно влияет на слизистую оболочку кишечника. Путем впитывания вредных веществ он способен уменьшать гнилостные процессы. Пшеница – антиоксидант, она содержит витамин Е и селен, а витамин В12, который также есть в этом растении, полезен для нервной системы. Помимо всего прочего пшеница содержит в себе фитоэстрогены, которые снижают вероятность возникновения рака. Также растение полезно тем, что снижает уровень сахара в крови и повышает тонус мышц, это обусловлено действием витамина F и магния.

Линолевая кислота помогает усваиваться сахару, белкам и жирам. Пшеница – незаменимое растение, которое приносит пользу людям во многих сферах, начиная с продовольственного сектора и заканчивая фармацевтикой и косметологией.

Химический состав пшеницы крайне богат на витамины: в состав зерна входит клетчатка, магний, калий, цинк, фосфор, селен, витамины В и Е, фитоэстрогены, пектин и линолевая кислота. Полезные свойства пшеницы в любом ее виде (в виде отрубей, зерен, муки или проростков) сложно переоценить. Она нормализирует уровень холестерина в организме человека, способствует улучшению пищеварительных процессов. Благодаря наличию фосфора пшеница стимулирует работу мозга и сердечно-сосудистой системы. Углеводы обеспечат вас зарядом энергии, а клетчатка поможет сбросить лишние килограммы. Именно из-за этого пшеничные отруби так популярны во многих диетах.

Оцените статью
Не знаете как правильно сохранить продукты в свежести? ВкусЕды.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector